Что изменится при рассмотрении обращений?

Новый Закон Республики Беларусь  «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18 июля 2011 года №300-3, принятый Палатой представителей 24 июня 2011 года и одобренный Советом Республики 30 июня 2011 года, направлен на реализацию законных прав и интересов граждан. Закон   вступает в силу с 22 января текущего года и позволит оптимизировать работу с обращениями, обеспечит дальнейшую реализацию конституционных прав граждан о направлении обращений в государственные органы. Вместе с тем новый Закон предоставит возможность таким органам призвать к ответу тех заявителей, которые систематически, порой на протяжении многих лет, направляют необоснованные жалобы и заявления, вынуждая должностных лиц затрачивать ресурсы и рабочее время на проведение ненужных проверок и переписки, отвлекаться от просьб других заявителей, действительно заслуживающих внимания и требующих вмешательства государственных органов.

В чём же отличие нового Закона – и что изменится в порядке рассмотрения обращений? Различия законов начинаются уже с их названия – прежний назывался «Об обращениях граждан», а новый – «Об обращениях граждан и юридических лиц».  Среди новшеств следует отметить понятие электронного обращения. Это обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации  либо размещённое на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет. В соответствии со ст. 25 Закона, электронные обращения, поступившие в государственные органы  и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений. Электронные обращения, поступившие в иные организации, рассматриваются по решению руководителя в определяемом им порядке.

Претерпел изменение и порядок  рассмотрения обращений в ходе личных приёмов граждан. Все граждане и представители юридических лиц на личном приёме обязаны предъявить паспорт, а если гражданин представляет интересы другого лица – то он должен предъявить ещё и доверенность, подтверждающую право на представление этих интересов. При проведении личного приёма по решению руководителя организации могут применяться технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъёмка), о чём заявитель должен быть уведомлён до начала личного приёма (п.6 ст.6 Закона). Если в ходе личного приёма вопрос уже был рассмотрен и заявителю был дан исчерпывающий ответ, либо переписка по данному вопросу была прекращена – то такое обращение может быть оставлено без рассмотрения. Если в ходе личного приёма решение изложенного вопроса не относится к компетенции организации, ведущей приём, то обращение не рассматривается – а гражданину разъясняется, в какую организацию следует обратиться. Если же для решения вопроса, изложенного на личном приёме и относящегося к компетенции организации, требуется дополнительное изучение и проверка – заявитель должен изложить обращение в письменной форме. Тогда обращение будет подлежать рассмотрению в порядке, установленном для всех письменных обращений.

В рассмотрение письменных обращений также вносятся некоторые изменения. Так, если ранее необходимо было на письменные обращения во всех случаях давать письменные ответы – то теперь они могут не направляться заявителю, если для решения изложенных в обращениях вопросов совершены определённые действия – выполнены работы, оказаны услуги – в присутствии заявителей. Результаты рассмотрения указанных обращений по существу оформляются посредством совершения заявителями соответствующих записей на обращениях либо в книге замечаний и предложений, заверяемых подписями заявителей, или составления отдельного документа, подтверждающего совершение этих действий, – к примеру, акта выполнения работ, оказания услуг (п.1. ст. 14 Закона).

При отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности такие сообщения принимаются к сведению, и ответы на них не направляются (п. 3 ст. 14 Закона). Письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, не рассматриваются и возвращаются заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений.

В заключение хотелось бы обратить особое внимание на установление для заявителей ряда обязанностей (ст. 8). Заявители обязаны соблюдать требования настоящего Закона – вежливо относиться к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов и выражений. Необходимо своевременно информировать организации, индивидуальных предпринимателей об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения в период рассмотрения обращения, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом или иными законодательными актами. Письменные обращения юридических лиц должны содержать наименование и адрес организации, либо должность лица, которым направляются обращения; полное наименование юридического лица и его место нахождения; изложение сути обращения; фамилию, собственное имя, отчество (если имеется) руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения; личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица. Отсутствие одного из вышеназванных реквизитов даёт основания органу или организации отказать в принятии обращения к рассмотрению.

За нарушения законодательства при подаче и рассмотрении обращений предусматривается ответственность. Согласно ст. 27 подача заявителями обращений, содержащих клевету или оскорбления, либо совершение ими при подаче и рассмотрении обращений иных противоправных деяний влекут ответственность в соответствии с установленными законодательными актами. Также ст. 19 предусмотрено возмещение расходов, связанных с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения. Расходы, понесённые организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений в одну и ту же инстанцию, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Алёна БЛЮДНИК,

начальник отдела по работе с обращениями граждан  и юридических лиц райисполкома.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *