О разъяснении норм пенсионного законодательства

Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 08.07.2019 №35 утверждена Инструкция о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий (далее — Инструкция). Постановление вступило в силу с 4 августа 2019 г.

Инструкцией комплексно регулируются организационно-технические правоотношения в области пенсионного обеспечения — начиная с обращения за пенсией, приема и рассмотрения органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, документов для назначения и выплаты пенсий, принятия правового решения и заканчивая прекращением выплаты пенсии, передачей пенсионного дела в архив.

В части обращения за пенсией в Инструкции № 35 нашли отражения положения статьи 75 Закона «О пенсионном обеспечении». Общий подход — подача заявления и документов, необходимых для назначения пенсии в управление по месту жительства гражданина: работающими гражданами — через работодателя, неработающими — непосредственно ими самими. В отношении отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, недееспособных), которые не могут непосредственно сами обратиться за пенсией, заявление и документы подаются их уполномоченным представителем в управление по месту жительства (месту нахождения).

В соответствии со статьей 7 Закона обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Для обеспечения гражданам возможности своевременно реализовать право на пенсионное обеспечение в Инструкции № 35 оговорено правило: при совпадении срока обращения за пенсией, обусловленного достижением определенного пенсионного возраста и возникновением права на пенсию, с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, заявление о назначении пенсии может быть принято накануне этих дней. При этом учитывается, что условие достижения определенного возраста считается выполненным в день, соответствующий дате рождения. Если работник родился в високосный год 29 февраля, то в невисокосный год он достигает пенсионного возраста 28 февраля. Обращаем внимание, что согласно новой Инструкции № 35 оснований для приема заявления управлением заранее (за месяц до достижения пенсионного возраста) не имеется (п. 11).

Для получения максимально возможной для пенсионного обеспечения информации от граждан на стадии обращения за пенсией актуализирована (формализована) форма заявления о назначении пенсии. В заявлении отражаются данные о лице, обратившемся за пенсией лично либо о его представителе, указывается выбранный способ получения пенсии, сведения, которые могут повлиять на пенсионное обеспечение (о работе, получении пенсии, прохождении службы, детях и т.п.), подробный перечень обстоятельств, о наступлении которых заявитель обязан уведомить орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Обращаем внимание, что в управление новую форму заявления и представления необходимо представлять для всех пенсий с 4 августа 2019 г.

Документы, необходимые для назначения пенсий, объединены в отдельный, упрощенный перечень, не предусматривающий повторов (дублирования) одних и тех же документов применительно к разным видам пенсий. В таблице в графе «Примечание» указано, какими НПА установлена или утверждена форма документа, необходимого к представлению.

Изменилась форма представления к назначению пенсии. По-прежнему наниматель должен составить данный документ и в 10-дневный срок со дня поступления заявления направить его и иные обязательные документы в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

В целом информация, которую следует указать в представлении, осталась прежней, за исключением некоторых моментов. Необходимо обозначить, работает или нет на данный момент лицо, которое подало заявление о назначении пенсии. Ранее для заполнения представления наниматели руководствовались соответствующими Указаниями. С момента принятия Инструкции № 35 они утратили силу. В настоящее время каких- либо правил заполнения представления законодательством не закреплено.

В Инструкции последовательно и пошагово прописан алгоритм действий работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, как на этапе приема документов, так и при их рассмотрении.

Также Инструкцией регламентированы вопросы, касающиеся ведения делопроизводства, хранения действующих пенсионных дел (в т.ч. при выезде пенсионера на жительство за пределы Республики Беларусь, при перемене пенсионером места жительства в пределах республики), хранения архивных и отказных пенсионных дел, журналов регистрации, порядка отбора документов к уничтожению и другие.

Татьяна БОЙКО, начальник управления по труду, занятости и социальной защите .