Информационное письмо об обеспечении безопасности при производстве строительных и строительно- монтажных работ

По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в организациях, подчиненных Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь, в результате несчастных случаев на производстве в 2017 году 4 работника погибли и 29 – получили тяжелые производственные травмы (в 2016 году – 6 и 30 соответственно). Особо при этом необходимо отметить, что нарушение установленных правил и норм безопасности труда со стороны нанимателей были выявлены почти в 75 процентах случаев, повлекших гибель работников (по республике – 54,7 процента).

В организациях коммунальной формы собственности, осуществляющих строительную деятельность, в 2017 году зарегистрировано 10 несчастных случаев со смертельным исходом и 26 – приведших к тяжелым производственным травмам (в 2016 году – 12 и 35 соответственно). Рост числа смертельно травмированных в 2017 году по сравнению с 2016 годом допущен в организациях коммунальной формы собственности, выполняющих строительные и строительно-монтажные работы, зарегистрированных на территории Минской области – 3 (0), Витебской области – 3 (1), Брестской области – 2 (1).

Основными видами происшествий, повлекших несчастные случаи на строительных объектах, явились падение потерпевших с высоты, а также воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов. Кроме того, травмирование работающих обуславливалось падением на них или обрушением конструкций зданий и сооружений, обвалом предметов, материалов, грунта.

Анализ причин несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организациях, осуществляющих строительную деятельность, показывает, что основными из них являются невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда – 21,9 процента, нарушение потерпевшим трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов по охране труда – 12,5 процента.

Особую тревогу вызывает тот факт, что нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ составило 9,4 процента от общего числа причин несчастных случаев со смертельным исходом (по республике – 7 процентов).

Также по 9,4 процента составил удельный вес причин, обусловленных неудовлетворительным содержанием и недостатками в организации рабочих мест; нарушением требований по охране труда другими работниками (по республике соответственно 4,8 и 5,3 процента).

Такие причины, как отсутствие, некачественная разработка проектной документации на строительство, реконструкцию производственных объектов, сооружений, оборудования; нарушение требований проектной документации; привлечение потерпевшего к работе не по специальности (профессии); допуск потерпевшего к работе без обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда; необеспечение потерпевшего средствами индивидуальной защиты, имели место каждая в 3 процентах случаев.

Следует отметить, что в организациях, осуществляющих строительную деятельность, 6,3 процента причин составили допуск потерпевшего к работе без проведения стажировки по вопросам охраны труда и (или) инструктажа по охране труда.

Учитывая, что абсолютное большинство работ, выполняемых на строительных объектах, отнесены к категории работ с повышенной опасностью, необходимо принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности труда.

Обеспечить безопасность труда необходимо принимая соответствующие решения уже на стадии организации строительного производства, как при строительстве новых, так и при реконструкции и ремонте действующих объектов. При строительстве объектов должны быть приняты меры по предупреждению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов. Безопасность труда должна обеспечиваться на основе решений, содержащихся в организационно-технологической документации (проект организации строительства, проект производства работ, технологические карты и др.). Производственные территории, участки работ и рабочие места должны быть подготовлены для обеспечения безопасного производства работ.

Основные требования к организации строительного производства при строительстве новых, а также и при реконструкции и ремонте действующих объектов установлены техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.03-161-2009 «Организация строительного производства», утвержденным и введенным в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 396.

Общие требования безопасности труда, распространяющиеся на строительную деятельность, производство строительных материалов, а также изготовление строительных конструкций и изделий установлены техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.03-40-2006 (02250) «Безопасность труда в строительстве. Общие требования», утвержденный и введенный в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г.

Технический кодекс установившейся практики ТКП 45-1.03-44-2006 (02250) «Безопасность труда в строительстве. Строительное производство», утвержденный и введенный в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г. № 334, устанавливает требования безопасности труда и распространяется на строительное производство, в том числе строительно-монтажные и специальные работы, выполняемые при новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте.

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 21 Закона Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон) технические кодексы установившейся практики являются добровольными для применения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 21 Закона.

Принимая во внимание нормы пункта 5 статьи 21 технические кодексы установившейся практики становятся обязательными, если организации в добровольном порядке заявили о соблюдении этих документов. О намерении соблюдать технические кодексы установившейся практики организации могут заявлять путем издания соответствующих приказов, а также указывая это в системах управления охраной труда.

Следует отметить, что на основании статьи 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» неприменение указанных технических кодексов установившейся практики в организации не освобождает ее от обеспечения безопасности при ведении технологических процессов.

Правильная организация строительных и строительно-монтажных работ со стороны должностных лиц и неукоснительное соблюдение требований по охране труда при их выполнении со стороны работающих, должны стать приоритетными направлениями в системе мер по профилактике производственного травматизма.

В целях профилактики и недопущения несчастных случаев на производстве при  строительстве, реконструкции и ремонте объектов руководителям организаций строительной отрасли рекомендовать:

ужесточить контроль за исполнением должностными лицами и работниками обязанностей, определенных законодательством, а также принять должные меры по реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;

организовать            строительную      деятельность      в     соответствии требованиями Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70;

при проведении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ на высоте организовать соблюдение требований Правил охраны труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 52, а также Межотраслевых правил по охране труда при выполнении работ с использованием методов промышленного альпинизма, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 184;

   в целях реализации требований статьи 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» по обеспечению безопасности при ведении технологических процессов разработать локальные нормативные правовые акты, регламентирующих требования безопасности при производстве строительных и строительно-монтажных   работ, либо в добровольном порядке заявить о соблюдении технических кодексов установившейся практики, регламентирующих требования безопасности, распространяющиеся на строительную деятельность, и обеспечить выполнение строительных и строительно-монтажных работ в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, в том числе в соответствии с требованиями технических кодексов установившейся практики ТКП 45-1.03-40-2006 (02250) «Безопасность труда в строительстве. Общие требования» и ТКП 45-1.03-44-2006 (02250) «Безопасность труда в строительстве. Строительное производство», утвержденных и введенных в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г. № 334.

 

 

Карпович Вадим Викторович

Главный специалист сектора по труду управления по труду, занятости и социальной защите Кобринского райисполкома

 

Информационное письмо об обеспечении безопасности при производстве строительных и строительно- монтажных работ: 2 комментария

  • 09/04/2018 в 5:40
    Permalink

    Добавлю еще то, что это даже не от Подрядчика зависит, а от Заказчика, ведь при строительстве Белорусской АЭС мы разрабатываем кучу документации (ППР, ППРк, технологические карты, ППР на высоте и т.д.) на каждый объект!!! Это требования Заказчика. А вот на других объектах других Заказчиков просто не требует таких документов.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 09/04/2018 в 5:37
    Permalink

    Какой проект производства работу? Ни разу не применяли на объекте. Ведь строительной компании лучше дать денег технадзору) Хотя это не смешно, ведь реально если делать все по ППРу, то безопасность будет на высоте, тем более цены то на разработку ППР вообще копеечные https://abv-proekt.ru/tsena-razrabotki-ppr-tk-ttk-pos-por-pprv/#price-block-1, а технадзору все равно такие же деньги отдаются. Не знаю из чего исходят все директора строительных контор…

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *