Уроки семейных ценностей

Отзвучал марш Мендельсона и тосты гостей, спрятано в шкаф свадебное платье и фата, ещё не улеглись радостные воспоминания от торжества, а суровые будни уже захватили молодую семью в свой водоворот. «А она вообще умеет готовить?», «У него руки откуда растут?», «Я кто тут у вас: прачка или кухарка?!», «Мне что, наизнанку вывернуться, чтобы обеспечить тебе безбедную жизнь?» – подобные упрёки начинают бросать друг другу те, кто еще вчера клялся в вечной любви. Результат таких «дискуссий» может завершиться разводом, и причина его не в том, что ушла любовь. Порой в качестве «детонатора» выступают гендерные  стереотипы, в соответствии с которыми мужчина непременно должен быть сильным, активным, успешным добытчиком и защитником, а женщина – слабой, чувствительной, робкой хранительницей домашнего очага. Увы, в жизни нередко случается и по-другому, когда иной женщине комфортнее в роли добытчицы, а мужчина вовсе не видит себя чьим-то защитником. Требование соответствовать общепринятым установкам в таких случаях оборачивается конфликтом. А всё потому, что люди не учитывают социальный пол, или “гендер” своего партнёра.

   «Белые пятна» в вопросах гендерного воспитания,  а также наличие гендерных и социальных стереотипов, которые влияют на формирование полоролевого восприятия юношей и девушек помогает устранить проект, разработанный общественной организацией «Кобринский клуб деловых женщин «Бона» в  рамках действия  Программы малых грантов посольства США в Беларуси.

– Данная программа существует уже много лет. Она заинтересована в проектах, которые способствуют общественному диалогу, охране и поддержке общественных интересов, социальному развитию и усилению местных сообществ, местному самоуправлению, интеграции социально незащищенных групп населения, гендерному равенству, реформам рыночной экономики, сохранению культурного и природного наследия, в том числе решение экологических проблем, – рассказывает руководитель проекта Елена Мезенцева. – В Беларуси почти не существуют практики работы с молодежью, которая была бы основана на понимании гендерных различий и их влияния на взаимоотношения полов. Поэтому нами был написан проект, направленный именно на  развитие гендерного образования.

Одним из способов реализации проекта стало создание форум-театра «Мы равны!», в котором задействованы воспитанники образцовой театральной студии «Ритм» Кобринского Дворца культуры. Вместе со своим руководителем Татьяной Дрык ребята подготовили эксклюзивный спектакль, отражающий непростые взаимоотношения юных влюблённых Даши и Жени, чья семейная лодка, говоря словами классика, «разбилась о быт».

Спектакли форум-театра проходят в восьми учреждениях образования сельской местности.  Их  зрители и участники — юноши и девушки 14-17 лет – учащиеся Песковской, Хабовичской,  Киселевецкой,  Остромичской, Батчинской, Октябрьской, Дивинской и Городецкой школ. Театральным представлениям предшествовали семинары  с педагогами и школьниками, презентации по вопросам гендерного равенства с обсуждением наиболее злободневных тем.

По правилам форум-театра, зрители, заметив промахи в поведении героев, могут «переиграть» некоторые моменты спектакля по-своему, чтобы сгладить конфликтную  ситуацию. Актёры при этом импровизируют, проигрывая вариант, предложенный  зрителями, или сами зрители становятся актерами. Встречи показали, что дети не хуже, а иной раз и лучше взрослых понимают, где кроются корни конфликта,  и готовы искать компромиссные решения, чтобы его избежать. Важно, чтобы и в своей взрослой жизни они сумели применить полученные   в ходе тренингов знания.

 Жанна ЕЛИЗАРОВА.

НА СНИМКАХ автора: моменты мероприятия; форум-театр «Мы вместе!» с руководителем студии Татьяной Дрык и руководителем проекта Еленой Мезенцевой.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *