В Брестской области на период январь-сентябрь 2017 года объявлена Акция «Мой выбор — жить позитивно!»

С 13 января 2017 г. в Брестской области на период январь-сентябрь 2017 года объявлена Акция «Мой выбор — жить позитивно!», основной тематикой, которой проходит «тяжелая» тема – суицид или самоубийство.
МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ АКЦИИ БУДУТ ПРОХОДИТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ДР.
О ДАТАХ ШИРОКОМАСШТАБНЫХ АКЦИЙ БУДЕТ СООБЩЕНО ДОПОЛНИТЕЛЬНО.

АКЦИЯ- МОЙ ВЫБОР-ЖИТЬ ПОЗИТИВНО=СУИЦИД (1)Самоубийство — безвозвратная потеря для всех, но нет, тяжелей горя для родителей, чем утрата ребенка, который добровольно ушел из жизни.
Причину детского суицида до сих пор еще не разгадали. Современные дети сыты, хорошо одеты, обуты, избавлены от любого труда, кроме учебы в школе. Для них проводят молодежные «тусовки», устраивают спортивные зрелища. Запущена целая индустрия развлечений, не смолкают музыкальные радио- и телеканалы, не закрываются ночные клубы. Жить бы только да радоваться, так нет же — не перестают поступать сообщения о самоубийствах детей и подростков. Что же их подталкивает к роковому шагу?
СМЕРТИ НЕТ, А ЖИЗНИ НЕТ КОНЦА…
Возможно, подзаголовок отдает излишним мистицизмом, но именно так ощущают течение жизни маленькие дети. Отсутствие страха смерти является отличительной чертой детской психики. Ребенок не боится высоты, жадно тянется к огню, смело бросается в воду и беззаботно переходит улицу с оживленным движением. Представления о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов. Дошкольникам несвойственны размышления о ней, хотя сама тема не проходит мимо их внимания. Мультики, сказки, события из жизни взрослых, так или иначе, сообщают им о возможности ухода человека из жизни. Рано или поздно ребенок сталкивается с ритуалом похорон, поминок и трауром. Но знание о возможности смерти не соотносится у детей ни со своей собственной жизнью, ни с жизнью кого-либо из близких людей. Формальное осознание смерти хомячка, кошечки, собачки ребенка просто огорчает, как будто бы у него отобрали любимую игрушку. Еще не сформировано представление о необратимости смерти, которую он воспринимает как длительное отсутствие или даже иное существование (не в религиозном, а в «понарошечном» смысле). Ребенок как бы признает возможность двойственного бытия: можно считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому со стороны незаметно наблюдать отчаяние родных и близких, быть свидетелем собственных похорон и горького раскаяния своих обидчиков. Чаще всего стремление увидеть или представить реакцию окружающих на собственную смерть носит характера воображаемой игры с самим собой: «Они еще пожалеют, что меня обидели». В таком настроении ребенок может решиться на «временную» смерть, чтобы потом сказать: «Чур, я больше не играю!», и все снова станет, как было. Детей в этой ситуации не оставляет надежда на «второе рождение». Неумение осознать необратимость ухода из жизни может толкнуть ребенка на опасные игры со смертью. Чаще всего суицидальные действия у детей носят «демонстративный характер», который может приобрести черты «суицидального шантажа». К сожалению, в среднем каждая четвертая попытка так называемого демонстративного суицида заканчивается самоубийством по неосторожности.
От подростков можно слышать высказывание «УМРУ ВСЕМ НАЗЛО». В 10-12 лет у ребенка появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти все еще абстрагируется от собственной личности. Если, по статистике, у детей до 12 лет суицидальные попытки, чрезвычайно редки, то с 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Подростки в этом возрасте составляют серьезную группу риска. Страх смерти окончательно формируется в позднем подростковом возрасте, однако он еще не базируется на осознанном представлении о неповторимости жизни. Детская открытость к метафизическому, то есть сверхъестественному постижению мира, все еще свойственная психологии подростка, что выражается, в частности, в углубленном размышлении на тему жизни и смерти. Подросток уже сознает, что смерть — необратимый уход из земной жизни, но метафизичность мышления еще неосознанно подсказывает, что окончательной смерти для него быть не может. Самоубийство встречается и в мире животных. Достаточно вспомнить, как бросаются в море с крутых скал копытные мыши-лемминги в Заполярье. Такое происходит у них регулярно через несколько лет спокойной жизни популяции. Добровольно убивают себя и большинство животных и птиц, попавших в неволю. У человека же практически нет такого наследственного механизма. Лишь 10% у детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой, а 90% суицидального поведения – просто «крик о помощи» и стремление уйти от гнетущего стресса. Неслучайно 80% попыток совершаются дома, притом в дневное и вечернее время, то есть крик души адресован, прежде всего, к близким людям.
ОТВЕСТИ ОТ ОТЧАЯНИЯ чаще всего подростка подталкивает к роковому шагу:• любое бесчеловечное обращение;• ненормальные отношения в семье;• практика унижения и жестоких наказаний;• проблемы в школе с коллективом или учителями;• неразделенная любовь. Результатом любого из этих конфликтов может стать стресс. Без стрессов растущему человеку не выковать характера, но гнетущий пресс непрерывных стрессов способен сломать ранимую психику. Стрессовая ситуация знакома каждому подростку. Первый свой серьезный стресс среднестатистический ребенок получает после первого дня в детском саду. Школьный класс — генератор ежедневных стрессов. А уж неблагополучная семья способна довести ребенка до решения убежать из дома либо покончить с собой. Чаще всего к саморазрушающему поведению толкает эмоциональная холодность близких и значимых лиц — любимый тренер или учитель, старший друг. Если выход из стрессовых ситуаций у ребенка не увенчивается «возвышением духа» и выковыванием стойкого характера, то подросток становится жертвой депрессии. Суицидоопасные депрессии протекают у подростков нетипично, маскируясь симптомами иных расстройств, и проявляются по-разному.В зависимости от характера:• прослеживается склонность к риску, пренебрежение опасностью;• подросток впадает в отчаяние, неосознанно желая навредить самому себе;• отчетливо проявляется стремление «что-то с собой сделать»;• появляется желание «забыться и уйти навсегда». Все подростки с ранимой психикой страдают от чувства собственной неполноценности. В результате медленно вызревают суицидальные намерения с неожиданной их реализацией. Поведение таких подростков характеризуется нерешительностью, они испытывают страх ответственности, страх повредить собственному социальному имиджу, боятся потерять уважение окружающих. Вот тогда-то и начинают зарождаться опасные мысли. Выделяют следующие основные типы суицидального поведения:
ДЕМОНСТРАТИВНОЕ — разыгрываются душещипательные сцены с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что «зрители» вовремя спасут. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует обычно о том, кому она адресована: дома – родным, в компании сверстников – кому-либо из ее членов.
АФФЕКТИВНОЕ — на суицид грозятся пойти в состоянии аффекта, который может длиться считанные минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. Подросток в состоянии аффекта громко заявляет, что у него есть намерение расстаться с жизнью, или такая возможность допускается в недалеком будущем. Посмертная записка обычно начинается словами: «В моей смерти прошу винить…» Записки эти адресованы тем обидчикам, которые стали причиной смерти их автора.
ИСТИННОЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — хорошо обдуманное, нередко исподволь выношенное намерение покончить с собой. Подросток выбирает самый надежный метод самоубийства и никогда не обнаруживает своих намерений. В оставленных записках обычно звучат слова самообвинения. Записки адресованы более самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинений близких. При любом подозрении на попытку суицида следует:• срочно информировать родственников подростка и его учителей о грозящей опасности;• обеспечить непрерывное наблюдения за подростком, как в школе, так и в семье;• получить консультации детского психиатра или психотерапевта;• при необходимости отправить подростка на специализированное лечение у психотерапевта.
ЖИЗНЬ — БЕСЦЕННЫЙ ДАР. Едва только у подростка были выявлены суицидальные наклонности, его следует тотчас же незаметно окружить неослабным вниманием и ненавязчивой заботой. В первую очередь исключить из любой стрессогенной ситуации. При этом поведение взрослых должно быть дружелюбное, ни в коем случае нельзя допускать директивного отношение к подростку. Нельзя выказывать и тени насмешки над бесплодной попыткой суицида. Это не рассмешит неудавшегося суицидента, не заставит взглянуть на прошлое с добрым юмором, зато может подтолкнуть к рецидиву. Любой взрослый должен решительно занять позицию «адвоката», а не стать неумолимым «судьей». Очень важно внимательно и терпеливо выслушивать подростка, давать возможность ему излить в словах свои эмоциональные проблемы. Следует избегать избитых утешений, подростки с ранимой психикой очень чутко реагируют на фальшь в словах старших. Нельзя доходить и до упреков типа: «А о матери своей ты подумала?» или «Каково отцу твоему после этого людям в глаза смотреть?». Только совместными усилиями психологов, родителей, педагогов и медиков можно поставить надежный заслон на пути расползания одного из самых пугающих социальных патологий — детского и подросткового суицида. Чтобы достичь ощутимых результатов в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков, взрослые должны научиться не только слушать, но и слышать своих детей. Не смотреть за ними, не присматривать, как за веселым стадом забавного молодняка, а видеть в каждом из них неповторимую человеческую личность. А еще лучше бы научиться глубоко, заглядывать в душу ребенка, этого порой достаточно, чтобы в случае необходимости удержать его пусть даже на краю бездны и не позволить ему заступить за роковую черту.

Медики предупреждают: Родители, педагоги и просто окружающие -БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *