Собираетесь на пенсию?

Выход на пенсию – это серьезный этап в жизни. Ничего удивительного, что подготовка к нему вызывает у людей предпенсионного возраста множество вопросов. На некоторые из них отвечает заместитель начальника Управления по труду, занятости и социальной защите Кобринского райисполкома, начальник отдела пенсий и пособий Надежда Присада.

Кто отвечает за подготовку документов, необходимых для назначении пенсии, и что делать, если документы были утеряны работодателем?

— Качественная подготовка документов и своевременное представление их в органы, назначающие пенсию, — одна из основных задач работодателей по обеспечению гарантированных Конституцией Республики Беларусь прав граждан на пенсионное обеспечение.

Законодательством предусмотрено, что работающие граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы.

Работодатель обязан осуществлять предварительную подготовку документов для назначения пенсий, в том числе и для досрочных пенсий, в течение года до приобретения работниками права на пенсию.

При необходимости должны быть истребованы недостающие документы, а в соответствующих случаях приняты меры к розыску свидетелей, которые могли бы подтвердить факт совместной работы.

Неработающие граждане лично представляют документы о назначении пенсии в органы соцзащиты. При этом обязанность сбора и подготовки документов возложена на самих заявителей. Органы социальной защиты в случае необходимости оказывают содействие в получении необходимых документов.

Подготовка документов, необходимых для назначения пенсии, и представление к ее назначению осуществляется работодателем по месту последней работы заявителя (кормильца).

Обращение за назначением трудовой пенсии по возрасту может осуществляться до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до возникновения права на пенсию.

Днем обращения за пенсией считается день приема заявления в управление по труду, занятости и соцзащите со всеми документами, необходимыми для определения права на пенсию и ее размера.

На основе всех собранных документов работодатель оформляет представление для назначения пенсии. Заявление о назначении пенсии заполняется заявителем по установленной форме и регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий. Ответственное лицо в 10–дневный срок оформляет все необходимые документы и представление (ксерокопия), знакомит с ним заявителя (под расписку в представлении) и рассматривает вопрос о возможности представления работника к назначению пенсии. При положительном решении заявление со всеми документами передается в управление соцзащиты.

Если работнику отказано в представлении к назначению пенсии, работодатель сообщает ему об этом в письменной форме с указанием причины отказа.

В случае, если работник не согласен с решением работодателя, он имеет право с заявлением о назначении пенсии обратиться непосредственно в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

По требованию работника работодатель выдает ему документы, необходимые для перерасчета пенсии, возобновления ее выплаты, перевода с одной пенсии на другую.

Работодатели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также предоставлением документов, содержащих недостоверные сведения.

Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с представлением работодателем документов, содержащих недостоверные сведения, взыскиваются в бесспорном порядке с работодателей – юридических лиц и в судебном порядке с работодателей – физических лиц.

Кто имеет право на повышение пенсий?

— Согласно Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (статья 68) пенсии, назначенные в соответствии с настоящим законом, повышаются:

— Героям Беларуси, Советского Союза, Социалистического Труда, лицам, награжденным орденами Славы и Трудовой Славы трех степеней. Размер повышения составляет 500 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

— инвалидам войны I и II групп инвалидности – на 400%, III группы – на 250%;

— участникам войны – на 250%;

— родителям и женам (не вступившим в новый брак) военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, — на 180%;

— лицам, работавшим в блокадном Ленинграде на предприятиях и организациях города, и лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», бывшим узникам фашистских концлагерей и мест принудительного содержания, детям-инвалидам с детства военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, а также родителям, женам  (не вступившим в новый брак) и детям-инвалидам с детства умерших инвалидов войны, – на 100%;

— инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями либо с их последствиями, лицам, награжденным орденами и медалями за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам в 20-80-е годы, – на 50%;

— донорам, по достижении пенсионного возраста – на 40%.

Минимальный размер пенсии по возрасту установлен в размере 25% бюджета прожиточного минимума и подлежит перерасчету в связи с изменением БПМ (по состоянию на декабрь 2010 года – 283050 руб.)ежеквартально с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября.

Повышение пенсии производится на основании заключения МРЭК (для инвалидов войны и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями либо с их последствиями), справки военкомата о службе в составе действующей армии либо об участии в боевых действиях при выполнении интернационального долга (для участников войны), удостоверения установленного образца, подтверждающего соответствующий статус.

Подготовила Анна ГРОМ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Портретная фотосъемка в Минске.