Тема недели: Образование: итоги и перспективы

097

Тема недели: Образование: итоги и перспективы
Вступительная кампания в Беларуси прошла четко и слаженно
В Беларуси вступительная кампания прошла четко и слаженно, фактов коррупции не выявлено. Об этом заявила заместитель премьер-министра, председатель Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях высшего и среднего специального образования в 2016 году Наталья Кочанова.
Вице-премьер отметила, что контроль осуществлялся на всех этапах вступительной кампании: от централизованного тестирования до зачисления в учреждения образования. Было задействовано в этой работе 1 955 человек, из них 203 — сотрудники КГК, которым Наталья Кочанова высказала особую благодарность за работу по контролю за ходом вступительной кампании.
Деятельность комиссии осуществлялась на принципах открытости, гласности, подчеркнула ее председатель. Госкомиссия контролировала доставку, хранение, обеспечение секретности материалов, режим пропуска и идентификации личности участников ЦТ, условия работы с тестами в каждой из 1 614 аудиторий 41 пункта тестирования по всем 15 общеобразовательным предметам. Для 797 абитуриентов, которые по объективным причинам не смогли принять участие в ЦТ в основные дни, было организовано тестирование в резервный день. Особое внимание уделялось вступительным испытаниям непосредственно в учреждениях образования: проводились такие традиционные мероприятия, как контроль подготовки и проведения экзаменов, участие в шифровке и дешифровке работ абитуриентов, в рассмотрении апелляций и т.д.
В текущем году учреждения образования окончили 57,4 тыс. человек. ЦТ проходили 98,6 тыс. человек, вступительные испытания в учреждения высшего образования сдавали 18,7 тыс. человек, в ссузы — 14,2 тыс. юношей и девушек.
На горячую линию поступило 64 обращения от абитуриентов и родителей — Кочанова
На горячую линию поступило 50 устных и 14 письменных обращений от абитуриентов и родителей. В основном они носили консультативный характер.
Вице-премьер отметила, что число обращений уменьшилось по сравнению с предыдущими годами. Наталья Кочанова объяснила это высоким уровнем разъяснительной работы, в том числе в СМИ.
«Предложений, которые требовали бы внесения изменений в правила приема в вузы и ссузы, не поступало», — сказала она. По каждому обращению были оперативно даны разъяснения и приняты необходимые меры реагирования.
«Во главе угла было оказание помощи абитуриентам и родителям», — подчеркнула председатель Госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях высшего и среднего специального образования. В качестве примера она привела обращение, которое касалось девушки, получившей травму во время прыжка с парашютом. «Конечно, она не могла явиться на ЦТ с такой травмой. Комиссия разрешила ей сдавать внутривузовские экзамены. Мы предлагаем внести такую корректировку — чтобы учитывалось не только наличие справки ВКК», — отметила Наталья Кочанова.
В период вступительной кампании телефоны горячей линии работали на базе рабочей группы госкомиссии и областных комиссий.
Отвечая на вопросы журналистов, заместитель председателя Комитета государственного контроля, заместитель председателя Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях высшего и среднего специального образования Раиса Саврицкая проинформировала, что в нынешнем году не было обращений от граждан Российской Федерации, поступающих в белорусские учреждения образования.
Фактов коррупции во время вступительной кампании выявлено не было — Кочанова
«Фактов коррупции, как и в прошлом году, выявлено не было», — сказала Наталья Кочанова.
В то же время, по ее словам, были некоторые нарушения, которые в целом не повлияли на ход вступительной кампании. Например, Гомельский филиал Международного университета «МИТСО» принимал абитуриентов, окончивших среднее специальное учреждение, на сокращенную форму обучения на специальности, учебные планы которых не согласуются с учебными планами специальностей, полученных ими в среднем специальном образовании. Например, речь идет о поступлении на «правоведение» после окончания «парикмахерского дела».
Такая ситуация возможна в случае получения второго высшего образования, уточнила заместитель премьер-министра.
«Рабочая комиссия серьезно изучала причины возникновения этих нарушений, были приняты меры, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности», — отметила Наталья Кочанова.
У абитуриентов на централизованном тестировании было 292 нулевых результата — Кочанова
Вице-премьер особо отметила, что абитуриенты получили 309 максимальных результатов — 100 баллов (в прошлом году было 277 наивысших оценок). Причем три абитуриента по всем трем тестам получили 100 баллов, из них два — выпускники бобруйской гимназии. «Около 80% абитуриентов, получивших 100 баллов по двум предметам, — выпускники учреждений образования, расположенных в регионах, — с удовлетворением констатировала Наталья Кочанова. — Это свидетельство того, что уровень знаний учащихся достаточно высок, если в школе, гимназии, лицее работают сильные педагоги».
По ее словам, результаты ЦТ — срез работы педагогических кадров.
Централизованное тестирование проходили 98 тыс. 537 человек. Отстранены за нарушения 15 абитуриентов (за наличие мобильных телефонов и шпаргалок).
Тесты соответствуют школьной программе — Кочанова
Вице-премьер отметила, что лично ознакомилась с заданиями тестов на предмет соответствия их школьной программе (информацию представило Министерство образования) и убедилась в этом.
«Действительно, иногда даже золотые медалисты показывают невысокий результат на ЦТ. Но это не говорит о том, насколько сложны задания тестов», — добавила Наталья Кочанова. Что касается перспективы усложнения или упрощения тестов, то это будет проходить одновременно с изменением учебных программ.
Наталья Кочанова отметила, что иногда родители сомневаются в том, насколько оценка соответствует тому, как их сын или дочь справились с тестовыми заданиями. «В прошлом году было одно обращение от родителей с просьбой показать работу, в этом году таких обращений не было», — сказала председатель госкомиссии.
Она рассказала о своем посещении лингвистического университета, когда во время общения с абитуриентами прозвучало, что для поступления в вуз нужны дополнительные занятия по иностранному языку, чтобы сдать ЦТ на высокую оценку. «Обучение в профильных классах как раз нацелено на то, чтобы уйти от репетиторства», — сказала Наталья Кочанова.
В Беларуси усовершенствуют структуру ЦТ
Об этом сообщил на пресс-конференции министр образования Михаил Журавков.
«Тесты мы, естественно, будем совершенствовать. После того как хорошо будет внедрено профильное обучение, в ЦТ появится дополнительная часть С для профильных классов», — сказал Михаил Журавков. Эту третью часть теста абитуриенту будет необходимо выполнить при поступлении на специальности, где изучаемый на повышенном уровне предмет будет профильным.
По словам министра, сегодня тесты рассчитаны на всех абитуриентов — и тех, кто очень хорошо знает предмет, и тех, кто слабее. В тестах есть как стандартные задания, так и повышенной сложности в рамках школьной программы. Если в ЦТ не будет сложных заданий, все будут сдавать тестирование на 100 баллов, что приведет к большому количеству вопросов.
Еще одна новация, которая планируется к введению со следующего года, — возможность сдачи ЦТ сразу по четырем предметам. Также ожидается, что сертификаты по ЦТ будут действительны в течение двух лет. Эти нововведения начнут действовать после вступления в силу соответствующего указа. Сейчас он находится на рассмотрении в Администрации Президента. Данные меры расширят возможности молодых людей при поступлении.
Абитуриенты в Беларуси с 2017 года смогут использовать сертификаты ЦТ в течение двух лет
Министр пояснил, что данное нововведение начнет действовать после вступления в силу соответствующего указа. «Это касается абитуриентов, которые в 2017 году сдадут ЦТ. Их сертификаты будут действительны в течение двух лет», — сказал он. Данные меры расширят возможности молодых людей при поступлении.
Еще одна новация, которая планируется к введению со следующего года, — возможность сдачи абитуриентами при поступлении в вузы ЦТ по четырем предметам. Это облегчит выбор между близкими специальностями, при поступлении на которые нужно сдавать разные предметы в качестве вторых профильных.
Как добавила заместитель премьер-министра Наталья Кочанова, все указанные нововведения одобрены Минобразования и обсуждались на уровне главы государства.
Также вице-премьер обратила внимание на то, что многие молодые люди «после сдачи ЦТ начинают искать, куда бы пройти со своими проходными баллами». «Важно, чтобы, выбрав специальность, молодой человек шел к намеченной цели, исходя из своих потребностей — не подстраиваясь под баллы, а с учетом того, кем он хочет стать», — резюмировала Наталья Кочанова.
Кочанова: нужно ужесточить санитарно-гигиенические требования к аудиториям, где проходит ЦТ
Вице-премьер отметила, что к 1 сентября главе государства будет представлен отчет о проведении вступительной кампании и предложения по ее совершенствованию.
«В частности, предлагаем ужесточить санитарно-гигиенические требования к аудиториям, где проходит централизованное тестирование. Климатические условия в день проведения испытаний бывают разные, но в любом случае абитуриентам должно было комфортно. Значит, нужны нормативы, и они должны быть выдержаны (в том числе речь идет о наличии питьевой воды в аудиториях)», — подчеркнула Наталья Кочанова.
Она также считает необходимым определить порядок выхода абитуриентов из аудитории, где проходит централизованное тестирование. «И работники комиссии, и абитуриенты должны четко знать, как и по какой причине молодой человек может покинуть аудиторию», — пояснила Наталья Кочанова.
Плата за обучение формируется исходя из реальных затрат — Кочанова
В Беларуси плата за обучение в вузах и ссузах формируется исходя из реальных затрат учреждения образования. Об этом заявила на пресс-конференции заместитель премьер-министра Наталья Кочанова.
Министр образования Михаил Журавков подчеркнул, что при формировании стоимости обучения закладывается минимальная рентабельность. «Весной многие вузы незначительно подняли плату за обучение. Сейчас в университетах стоимость обучения в среднем составляет Br1,9 тыс. с учетом деноминации», — сказал руководитель ведомства, добавив, что оплата за обучение — прерогатива вуза, ректор полностью отвечает за ее формирование.
«Требование главы государства заключается в том, что оплата не должна быть ниже затрат на обучение студента-платника, — отметил Михаил Журавков. — Повышать плату за обучение мы не намерены — во всяком случае, мы не будем поддерживать ректоров, если они сейчас будут выходить с такой инициативой».
Кочанова: проблем с комплектованием первых курсов вузов на педагогические специальности не возникло
Заместитель премьер-министра, председатель Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях высшего и среднего специального образования в 2016 году Наталья Кочанова отметила, что в этом году никаких проблем с комплектованием первых курсов педагогических вузов не было — причем как на бюджетную, так и на платную формы обучения. Вместе с тем, добавила она, «западали» специальности для легкой промышленности, как и в прошлом году. Были определенные проблемы с заполнением мест в учреждениях образования, которые готовят кадры для машиностроения. В прошлом году был сокращен прием будущих юристов и экономистов — под диктовку рынка труда. А вот популярность профессий повара, кондитера постепенно растет.
«Очень многое зависит от самого учреждения образования, от уровня знаний, который оно дает, а также от оснащения и оборудования. В этом — залог успеха», — считает Наталья Кочанова.
Идет работа над оптимизацией сети учреждений образования.
«Приоритеты у молодых людей, поступающих в учреждения высшего, среднего специального, профессионально-технического образования изменяются, — сказала Наталья Кочанова. — Хотелось бы, чтобы профориентационная работа в школах максимально способствовала тому, чтобы молодые люди выбирали будущую профессию в соответствии со своими способностями, возможностями, желаниями, а также с учетом развития рынка труда. Многое зависит и от позиции родителей».
Школы Беларуси полностью укомплектованы учителями
«Дефицита кадров нет, мы полностью укомплектовали все школы, в том числе в Минске. В прошлые годы наибольший дефицит в педагогических кадрах наблюдался в столице. В этом году Минск хорошо поработал: набрали новых педагогов, привлекают к учебному процессу студентов старших курсов — это тоже хорошо, это своеобразная педагогическая практика», — сказал Михаил Журавков. Всего в этом году впервые приступят к работе более 5 тыс. педработников.
Что касается дефицита мест в школах новых микрорайонов, то глобальной проблемы в этом плане нет. В основном это касается дошкольных учреждений. В некоторых школах есть несколько переполненные классы. Это вызвано тем, что строительство социальных объектов немного отстает от возведения жилых комплексов. «Мы на это постоянно указываем местным органам власти, чтобы они держали в приоритете строительство школ, детских садов, чтобы не было социальной напряженности в новых микрорайонах», — отметил министр образования.
Михаил Журавков также прокомментировал ситуацию относительно оптимизации количества школ. Закрытие в абсолютном большинстве случаев касается малокомплектных учреждений образования, которые находятся в сельской местности. «Мы очень серьезно работаем с этими вопросами и постоянно нацеливаем местные органы власти, чтобы они вели разъяснительную работу с населением», — сказал он. Речь идет о том, что необходимо показывать родителям и их детям новые школы, где последние будут учиться, условия, которые там созданы, рассказывать о педагогическом коллективе, а также обязательно решать такие вопросы, как подвоз детей, организация их обучения и досуга после учебных занятий.
Министр образования добавил, что в этом году ведется капитальный ремонт многих сельских школ.
Все учебники в Беларуси планируют переиздать до 2020 года
«До 2020 года все учебники, а их около 200, будут переизданы. Сегодня (над созданием учебников. — Прим. БЕЛТА) работают авторские коллективы, которые выиграли по конкурсу право на разработку этих учебников, плюс туда включены педагоги со стажем, педагоги квалифицированные, грамотные», — сказала Наталья Кочанова.
Что касается базовых учебников, то таковых в этом году уже издано два. По словам заместителя премьер-министра, они действительно хорошего качества, интересны, легки для восприятия.
Также идет совершенствование учебных программ.
Кочанова: рассматриваются варианты стимулирования педагогов, включая молодых специалистов
Вице-премьер отметила, что «все варианты надо просчитать, проанализировать, чтобы решения были экономически выверенными».
Одно из новшеств касается «раскрепощения» педагогов в их стремлении зарабатывать на развитии внебюджетной деятельности. «Здесь не требуются финансовые затраты из бюджета. Вместе с тем это позволит специалистам получать деньги за оказание дополнительных услуг в своей же школе, а не подзарабатывать где-то на стороне», — пояснила Наталья Кочанова.
«Предложения поступают разные, в том числе от Министерства образования. Говорить о них более конкретно преждевременно, поскольку решения еще не приняты», — сказала вице-премьер.
Минобразования приветствует заграничные стажировки студентов как элемент качественного образования
«Студенты должны больше получать практики. Она бывает разная в зависимости от специальности. Студенты имеют возможность выехать в том числе за рубеж в вузы, чтобы пройти там определенную практику», — сказал Михаил Журавков.
Другое дело, что со стороны некоторых студентов есть определенные ухищрения, когда те сами находят себе место и, не ставя в известность деканат, ректора, выезжают на обучение. По возвращении оказывается, что они нигде не учтены, их практика не отмечена. «Надо соблюдать обычные правила дисциплины при оформлении практики. Ни один вуз нормальной практике не препятствует. Если студент успевает с академической нагрузкой у себя в университете, если он нормально обучается, если практика согласована с деканатом, мы наоборот это приветствуем», — отметил министр.
С каждым годом в белорусских университетах увеличивается количество совместных с иностранными вузами образовательных проектов. Кроме того, в текущем году значительно увеличено число специальных курсов и программ на уровне магистратуры с обучением на английском языке. Здесь будут обучаться как иностранные студенты, так и белорусские по их желанию. Обучение будет происходить либо полностью на английском языке, либо на иностранном будет читаться часть курсов. Для этого приглашаются профессоры с зарубежных университетов, в том числе по программам «Эразмус», Tempus.
Журавков: интерес школьников и студентов к изучению белорусского языка возрастает
«Интерес к белорусскому языку возрастает не только в школах, но и в университетах», — сказал Михаил Журавков. Он добавил, что сейчас на изучение русского и белорусского языка и литературы в школах выделено одинаковое количество часов.
В то же время количество школ и классов с обучением на белорусском языке в этом году не увеличилось. В вопросе открытия таких классов исходят из желания родителей, отметил министр. «Мы не идем путем навязывания языка обучения. По законодательству, если родители хотят, чтобы их ребенок обучался на белорусском языке, то система образования обязана обеспечить это. За этим мы строго следим, чтобы не ущемлялись права наших граждан при обучении на том или ином государственном языке», — сказал Михаил Журавков.
По материалам БЕЛТА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *