Журналистское расследование: Не проиграть бы жизнь!

Журналистское расследование с Дмитрием БЕЛОВЫМ
Не проиграть бы жизнь!
igrok
«Мой муж играет в танки». Знакомое выражение, не правда ли? Наверняка кто-то из вас в различных вариациях хотя бы раз слышал его от своих знакомых, друзей или близких. Вместо танков могут выступать фермы, самолеты, корабли, эльфы с гномами, цивилизации и множество других порождений виртуального игрового бизнеса, вместо мужа – сын, брат или сват, сути проблемы это не меняет. «Постойте, а в чём, собственно, проблема?», — может заартачиться придирчивый читатель. Мол, играть в онлайн-игры – это, простите, не водку пить под кустом да в сомнительной компании. Человек находится дома, в тепле, приключений себе на «пятую точку» не ищет, сидит, да и пускай себе сидит, отдыхает. Однако это – только на первый взгляд. Какие тёмные стороны скрывает увлечение онлайн-играми, как их создатели ловят на крючок новых «клиентов», и почему в мире виртуальных развлечений не бывает «бесплатного сыра» — в очередном выпуске нашего журналистского расследования.
Первая доза – бесплатно
Именно такой принцип зачастую действует в кругах наркодилеров. С новичков не берут денег за первую, а порой даже за вторую пробу смертоносной отравы. Расчёт прост: после того, как «клиент» привыкнет к состоянию наркотического опьянения, он сам начнёт прибегать за очередной дозой, без которой уже не сможет жить. И вот тогда придётся платить по полной программе, долго и регулярно. Казалось бы, причём тут игра?
На самом деле точно такой же нехитрый алгоритм прекрасно работает и в сфере онлайн-игр. Кажущаяся «бесплатность» игры активно пропагандируется в рекламных роликах и проплаченных отзывах, задача которых заставить человека попробовать. Правда, в своей мнимой благотворительности создатели онлайн-игр идут несколько дальше распространителей наркотиков – на начальных уровнях зачастую можно вполне комфортно играть без денег. Делается это для того, чтобы клиент, выражаясь на современном жаргоне, «подсел» на игру, заинтересовался – одним словом, заглотил наживку. Привык проводить время именно таким образом. И вот тут начинается самое интересное.
«Не платить? Можно. Но сложно…»
Аксиома первая. Любая онлайн-игра содержит в себе элементы развития. Иначе неинтересно — нет цели. Иными словами, если вначале герой выходит в бой, образно говоря, с одним маленьким ножичком, то со временем «обрастает» доспехами, оружием, волшебными эликсирами или же новой техникой, мощными орудиями, привлекательной инфраструктурой виртуального города и т.д. Алгоритм прост – играть, развиваться, набирать игровые «бонусы» и выходить на более высокие уровни виртуального развития. Игроки называют этот процесс ёмким словом «прокачиваться». Вот только со временем оказывается, что всё это можно делать намного быстрее. Если время от времени класть на счёт игрока некоторое количество вполне реальных денег.
Аксиома вторая. Любая игра делается с одной-единственной целью, и цель эта – получение прибыли. В тот момент, когда это случается, можно сказать с уверенностью: клиент «созрел». Потому что, сделав это, он с удивлением сразу же заметит, как же сильно, оказывается, преобразилась игра. Теперь, купив платный статус, за те же действия в игре он стал получать гораздо больше «плюшек» — опыта персонажа, виртуальной валюты, единиц уровня и прочих виртуальных радостей. Можно сразу купить такой желанный и «крутой» образец техники или, скажем, «волшебное» копьё, наповал убивающее злобных монстров. Вообще, много чего сразу становится можно.
Однако любая сумма, положенная на игровой счёт, заканчивается. Всё возвращается в «бесплатный» режим, который уже совсем не кажется таким комфортным и даже не приносит удовольствия. И здесь вступает в силу третья аксиома. К хорошему очень быстро привыкаешь – как в жизни, так и в игре. Дорогие снаряды лучше пробивают броню противника, дорогие доспехи лучше отражают удары врагов, да и вообще, без премиум-статуса игра требует куда больше усилий. Особенно на высоких уровнях игрового развития, на которых, как оказывается, вообще некомфортно играть без денег. И вновь рука сама собой тянется за банковской карточкой, и за очередную сумму игра опять становится комфортной. Аллилуйя!
«Ты же меня убил!»
Однако необходимость постоянного внесения денежных средств – только одна, и вовсе не самая страшная сторона медали. В конце концов, выплаты в онлайн-играх редко достигают большого размера и даже могут оставаться незамеченными для семейного бюджета, особенно если игрок достаточно хитёр. Второй неприятный аспект – общение внутри игры.
Представим себе ситуацию: один человек оскорбил другого, абсолютно незнакомого, на улице. Согласитесь, случается такое не каждый день. Просто потому, что в ответ можно без долгой полемики получить по лицу или заработать обвинение в хулиганстве, в зависимости от ситуации. А теперь переносим ситуацию в виртуальный мир… Собеседник ничего вам не сделает, потому что он далеко. А может, даже на другом континенте. То есть, можно безнаказанно ругаться, материться, поливать друг друга грязью. Только увидев собственными глазами чат онлайн-игр, можно в полной мере представить, до чего может довести полная безнаказанность в сочетании с абсолютным отсутствием культуры. Тебя убил противник? В чат летит нецензурная тирада. Не помог в беде союзник? И в его адрес льётся поток грязи, а заодно в адрес его родителей, а то и всех предков до седьмого колена. Он же далеко. Он же не достанет… Кстати, лично вам бы хотелось, чтобы вашего ребёнка в игровом чате крыл матом абсолютно незнакомый человек? Мне — нет.
Сын в слезах, жена – на кухне
Подлинная сущность поклонников онлайн-игр лучше всего раскрывается при анализе общения на околоигровых форумах. Некоторые записи неподготовленного человека просто повергают в шок. Так, один «папаша», сын которого случайно заблокировал его аккаунт во время одной из игровых «акций невиданной щедрости», открыто признавался, что своей яростью довёл ребёнка до истерики – мол, «сын лёг спать в слезах, отец был сильно возмущён». Однако самое мерзкое в том, что лишь редкие посетители темы высказывались негативно по поводу такого «чудесного воспитания». Многие восприняли всё как должное. Возможно, потому что сами в подобных случаях поступают точно также.
Кстати, мощным механизмом «подсадки» игроков на онлайн-игры служит именно внесение в игру социальных элементов, то есть живого общения. Роты, кланы, полки, легионы, голосовая и текстовая связь, сражения по графику, объединяющие реальных живых людей, заставляют подстраивать под игру реальную жизнь. Нужно вынести мусор? Потом, я же в бою. Почистить картошку? Позже, на мой город враги напали. Сходить к маме? Куда там, у нас с друзьями командная битва. Меня же сейчас убьют! И ничего, что так называемые «друзья» проявляются только в виде пикселей на экране. Ничего, что единственный видимый итог игровых баталий у большинства «геймеров» – гиподинамия, ожирение, гипертония и геморрой. Зато на футболке, плотно облегающей пивной живот, красуется эмблема любимой игры. Что и говорить, весомый повод для гордости.
Кстати, о «горячительных» напитках. Многие представители взрослой игровой аудитории вполне откровенно отмечают, что играть предпочитают именно «под пивко». Как говорится, тут тебе и общение, и развлечение. И к собутыльнику далеко ходить не надо – его на экране компьютера и слышно, и видно, благо – технологии позволяют. Да и не видит никто. Кроме близких. Но они же поймут, правда? Они же потерпят… Хотя, следует отметить, всякому терпению бывает предел, и разводы на почве домашней «игромании», да ещё в сочетании с бытовым пьянством, явление не такое уж редкое.
Esse quam videri.
Быть, а не казаться
В процессе написания этих строк у меня вовсе не было наивного предположения, что, прочитав их, все виртуальные герои-танкисты-артиллеристы тут же побегут на стадионы, в порыве праведного раскаяния хватаясь обеими руками вместо компьютерных мышек за турники и брусья. Разумеется, каждый из нас сам выбирает свою жизнь и волен прожить её так, как считает нужным. Грустно другое – то, что мы так бездарно тратим наши нервы, время и деньги, наполняя ими чужой кошелёк, и принимаем за чистую монету искусственно, хотя и очень искусно созданные ловушки. Мы всерьёз верим, что разработчики игр заботятся о нашем комфорте, мы живём нарисованными событиями, радуемся фальшивым победам, гордимся мнимым самосовершенствованием, имеющим место лишь на экране игры, забывая о том, что всё это создано с одной-единственной целью: чтобы под благовидным предлогом раз за разом заставлять нас платить за очередную «дозу» виртуального счастья. Мы жертвуем событиями реальной жизни ради бессмысленных наборов пикселей, формируя огромную армию диванных стратегов, комнатных воинов и клавиатурных героев. Потому что добиться успеха в онлайн-игре проще, чем в жизни, а «прокачивать» очередного персонажа — куда более лёгкое занятие, чем, скажем, отжиматься от пола. Как бы только не пришлось уже совсем скоро пожалеть о том, что всё это проигранное время мы могли на самом деле кем-то быть, а не казаться, и добиваться, а может, и уже добиться чего-то в реальности, а не в иллюзорном нарисованном мире. Как бы в погоне за эфемерной мишурой массового потребления случайно не проиграть саму жизнь…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *