Правовые вопросы трудоустройства за рубежом

business-increase-profits-580x435

Отношения, связанные с трудоустройством за пределами Республики Беларусь граждан, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь регулирует Закон от 30.12.2010 г. № 225-З «О внешней трудовой миграции».
Важно иметь в виду, что действие Закона №225-З не распространяется на отношения, связанные с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности за пределами Беларуси иностранцами и гражданами, постоянно проживающими за ее пределами, а также гражданами, постоянно проживающими в Республике Беларусь и трудоустроенными за ее пределами в ином порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь (например, работники зарубежных филиалов белорусских организаций).
Трудоустройство за пределами Республики Беларусь граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, может осуществляться как при содействии юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, так и самостоятельно, то есть без содействия юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Общие положения
– Граждане и иностранцы, постоянно проживающие в Республике Беларусь, осуществляют выезд из Республики Беларусь для трудоустройства в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь о въезде в Республику Беларусь и выезде из Республики Беларусь. ( В соответствии с положениями Закона Республики Беларусь от 20.09.2009 №49-З «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь»)
Выезжающие на работу за границу обязательно должны иметь рабочую визу государства трудоустройства (в случае визового режима), выданную его дипломатическим представительством или консульским учреждением (туристическая виза не дает права работать).
– Трудовая деятельность трудящихся-эмигрантов в государстве трудоустройства осуществляется не в соответствии с законодательством страны гражданской принадлежности или постоянного проживания, а в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
– Гражданам и иностранным гражданам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, выезжающим за пределы республики для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности, гарантируются защита и покровительство Республики Беларусь в государстве трудоустройства.
Дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь обязаны принимать меры по защите трудящихся-эмигрантов и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.
В случае, если в государстве трудоустройства отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, защита прав и законных интересов трудящихся-эмигрантов, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь может осуществляться соответствующими органами других государств.
При содействии
– Трудоустраивать граждан за границей имеют право только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на данный вид деятельности.
Согласно положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь № 450 от 01.09.2010 г., специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдает ДГиМ МВД Республики Беларусь. Лицензия должна находиться в офисе на видном месте.
– Публикация информационных (рекламных) объявлений о возможности трудоустройства за границей без согласования с ДГиМ МВД РБ не допускается.
– С трудящимся-эмигрантом на территории Республики Беларусь заключаются два договора: договор о содействии в трудоустройстве (между трудящимся-эмигрантом и юр. лицом или ип) и трудовой договор (между трудящимся-эмигрантом и иностранным нанимателем либо, по его поручению, с юр. лицом или ип)
Один экземпляр трудового договора, зарегистрированного в УГиМ УВД облисполкома выдается на руки трудящемуся-эмигранту перед его отъездом.
– Держатели лицензии не имеют права взимать предоплату за содействие в трудоустройстве до заключения гражданином трудового договора (контракта) с иностранным нанимателем, иностранной посреднической организацией или, по их поручению с лицензиатом, за исключением оплаты услуг, предоставленных в соответствии с договором оказания услуг по трудоустройству, заключенным в письменной форме с лицензиатом.
– Юр. лица и ИП, осуществляющие деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, до выезда из Республики Беларусь трудящихся-эмигрантов, трудоустраиваемых или трудоустроенных за пределами Республики Беларусь при их содействии, обязаны бесплатно их проинформировать:
о положениях законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции, о порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь;
о положениях законодательства государства трудоустройства в области внешней трудовой миграции;
о местонахождении и номерах телефонов Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, подразделений по гражданству и миграции;
о местонахождении и номерах телефонов дипломатических представительств или консульских учреждений Республики Беларусь в государстве трудоустройства (при их наличии);
о международных организациях, осуществляющих защиту прав, свобод и законных интересов трудящихся-эмигрантов.
Законодательством Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность за незаконное трудоустройство граждан Республики Беларусь за границей, что закреплено в части 5 статьи 12.7 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь и влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате таких действий, и лишением права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — от пятисот до тысячи базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате таких действий, и лишением права заниматься определенной деятельностью.
Самостоятельный выезд
Хотя возможность самостоятельного трудоустройства граждан за пределами Республики Беларусь в принципе была определена законодательно, но фактически порядок такого трудоустройства не регламентирован, что не способствует обеспечению соблюдения прав граждан за рубежом.
Так, для обеспечения защиты Республикой Беларусь своих прав, свобод и законных интересов, трудящиеся-эмигранты, самостоятельно выезжающие за пределы Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности, вправе заранее уведомить ПГиМ по месту жительства или месту пребывания о выезде за пределы республики. Если же трудовой договор заключается в Республике Беларусь до выезда в государство трудоустройства – также о сроке выезда, иностранном нанимателе, условиях труда и проживания, включая порядок оплаты труда и социального обеспечения.
Кроме того, трудящиеся-эмигранты, самостоятельно выезжающие за пределы Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности, вправе бесплатно получить:
– информацию о положениях законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции, о порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь, о местонахождении и номерах телефонов Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, подразделений по гражданству и миграции — в подразделениях по гражданству и миграции;
– информацию о местонахождении и номерах телефонов дипломатических представительств или консульских учреждений Республики Беларусь в государстве трудоустройства (при их наличии), о международных организациях, осуществляющих защиту прав, свобод и законных интересов трудящихся-эмигрантов — в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь.

По информации УВД Брестского облисполкома

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *