Дорогами православия (полная версия)

«Дорогами православия»
«Вопросы и ответы»
По многочисленным просьбам читателей, продолжается авторский проект внештатного корреспондента Ирины Лесик.


Здравствуй, дорогой читатель. Я искренне рада, что среди суеты и забот, ты всё же нашёл время для любимой «районки» и сейчас читаешь за страницей страницу. В сегодняшнем номере — очередная серия вопросов на тему духовной жизни. Ответы на них дают священнослужители Кобринского благочинного округа.
— Почему детей крестят в младенчестве, а не в сознательном возрасте?
Отвечает протоиерей Богдан Хома, благочинный церквей Кобринского округа:
— В Православной Церкви Таинство Крещения может совершаться над человеком любого возраста. Древняя христианская традиция совершать крещение детей в младенческом возрасте не противоречит духу Евангелия. В этом случае крещение совершается по вере родителей и восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Христовой Церкви.
В Священном Писании есть много примеров, когда люди получали от Господа исцеление по вере других. По вере восприемников получают прощение первородного греха в Таинстве Крещения и дети. Порой можно услышать такое мнение: крестить детей нельзя, так как это насилие над их свободой. Интересно мыслим. Когда ребёнок болеет, мы не спрашиваем, хочет он лечиться или нет, а лечим его. И никто за преступление это не считает.
Когда мы отдаём ребёнка в общеобразовательную или музыкальную школу, когда ежедневно понуждаем его делать то или другое, не спрашивая, хочет ли он делать это, то не считаем это насилием. Ввести же его в Церковь для нас — насилие. Когда мы его рождали, то тоже не спрашивали о его согласии, а родить его духовно, для жизни во Христе, для нас насилие.
А кого обрезывали в Ветхом Завете? Маленьких мальчиков. Матери Самсона и Самуила посвящали своих детей Богу, за них давали обет служить Ему, и Бог это не осуждал, а одобрял. Крещение сменило собой ветхозаветное обрезание. Обрезание совершалось над младенцами, значит над младенцами должно совершаться и крещение.
Говоря о детокрещении нельзя обойти вниманием и то, что  Христос повелевал апостолам крестить и учить народ одновременно, не дожидаясь, пока они подробно изучат всё Писание.
Примером также можно привести ребёнка, который приходит первый раз в первый класс. На него надели школьную форму, занесли его имя в классный журнал. Он уже ученик, хотя не знает, наверно, ни одной буквы. Но, для того чтобы стать учеником, не нужно ничего знать. Ему необходимо только согласие быть учеником, да и то не его личное, а родителей. Также происходит и в Церкви. Если человек выражает согласие следовать за Христом, принять крещение (или если это делают за него родители), то его обязательно нужно крестить. Процесс обучения начнётся потом и будет продолжаться до самой смерти. Каждый родитель должен сделать всё, чтобы его чада приняли крещение в младенчестве и приложить для этого все усилия, т.е. вести добрую благочестивую жизнь, ходить в храм Божий, участвовать в церковных молитвах, обрядах и таинствах. Неотъемлемой частью являются домашняя молитва, пост, добрые дела во славу Божью, исполнение всех Заповедей Божьих. Нужно помнить, что родители в ответе перед Богом за своих детей.
— Почему вода на Крещение (независимо от того, освящена она или нет) обладает целительными свойствами только три дня?
На вопрос отвечает иерей Александр Ясюченя, клирик Свято-Введенского храма г. Кобрина:
— 19 января Православная Церковь праздновала один из великих праздников — Крещение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Для любого верующего человека этот праздник являет собой особую благодать. Мы любим чудный Крещенский сочельник с его особенным богослужением, нам дорого великое водоосвящение. Крещенскую святую воду в праздник Крещения можно пить сколько хочешь, а весь последующий год — только натощак, потому что это великая святыня, не теряющая благодатных свойств на протяжении многих лет.
Некоторые люди любят в день Крещения Господня окунуться в прорубь. На реках и других водоемах в этот день также происходит Великое водосвятие. Значит ли это, что вся вода: в реках, прудах и водопроводе — в день Крещения становится святой? Да, есть в народе такое поверье. «Вода становится святой, потому что по молитве Церкви с ней соединяется Божия благодать,- отвечает доктор богословия, профессор Московской духовной академии Алексей Осипов. — Но Божия благодать не безликая стихия. Бог всегда смотрит на силу веры и возможности верующих людей. Если у них есть возможность присутствовать на богослужении, молиться при освящении воды или, по крайней мере, прийти и взять освященную воду, а они не пользуются этой возможностью, а говорят: «Да наберем из-под крана», то они не получают святую воду. Другое дело, когда нет возможности получить освященную воду. Однако верование в то, что в ночь Крещения освящается всяческая вода, не уравнивает всю воду с той, которая освящается и храме. Освящение вод в крещенскую ночь — это однократное проявление Божией благодати. Освященная же в храме, крещенская вода не утрачивает своей силы со временем. Взятая в храме в любой день, она также никогда не теряет своей святости.
— Можно ли причащаться детям после 7 лет каждое воскресенье и как они должны к этому готовиться? С какого возраста ребёнку начинать читать положенные перед Причащением каноны?
Отвечает иерей Владимир Мацкевич, настоятель Свято-Введенского храма г. Кобрина:
— До семилетнего возраста малыша причащают без исповеди. Соблюдение поста в таком случае тоже не требуется. После 7 лет ребенок уже должен в меру своих возможностей и здоровья соблюдать трехдневный пост. Степень его строгости определите сами, т.к. никто, кроме вас, не знает ребенка так хорошо.
Накануне причащения поговорите с ребенком об исповеди. Считается, что семилетки уже способны определить добро и зло, хорошее и плохое. Пусть ребенок вспомнит те свои поступки, в которых нужно покаяться. В первую очередь, это те деяния, за которые ему стыдно, больно и обидно. Потом обсудите с ним все случаи, когда у вас возникали ссоры и непонимание. Пусть он проанализирует, что является причиной конфликтов. Если ему есть в чем раскаяться, то раскаяние должно быть искренним и от чистого сердца.
Вечером прочитайте для ребенка правило к причастию. Его можно найти практически во всех молитвословах. Правило состоит из трех канонов и последования к причащению. Если ребенку тяжело воспринимать сразу все необходимые молитвы, прочитайте только канон из последования. А остальные молитвы он услышит в церкви.
Утром не давайте ребенку воды и другого питья. Перед тем как пойти в церковь, убедитесь, что он не забыл, как нужно креститься. После причащения останьтесь с ребенком в храме и молитесь до окончания богослужения. Чтобы как можно дольше сохранить чистоту очищенной от грехов души, остаток дня вам и ребенку лучше провести спокойно, избегая разговоров, телевизора и излишнего веселья.
— Какое молитвенное правило (утреннее и вечернее) подойдёт для детей младшего школьного возраста? Во сколько лет стоит учить детей молиться по молитвослову, соблюдать постные дни?
Отвечает протоиерей Георгий Кравчук, настоятель Свято-Георгиевского храма г. Кобрина:
— С самого детства ребенок может жить с молитвой. Он должен научиться благодарить, славить, просить о помощи Бога. Начинать надо с собственного примера. Приглашайте ребёнка принять участие в молитве, научите с малых лет разговаривать с Господом посредством молитвы.
Предлагайте для начала простые молитвы: «Господи помилуй», «Прости Господи», «Слава Богу», «Отче наш», «Богородице Дева». Пусть ваш ребёнок вместе с вами молится перед вкушением пищи, благодарит после еды, перед выходом из дома, перед сном, после сна. Берите с собой детей в церковь, причащайте их Христовым Таинствам. По мере роста ребенка молитвенное правило увеличивается, лучше о количестве молитв поговорить с батюшкой, взять благословение.
По традиции нашей церкви, пост для детей начинается с 7 лет. Однако если ребенок внутренне готов, то можно начать с более раннего возраста ради того, чтобы дитя отличало среду и пятницу от других дней, и это станет бесценным навыком на всю его жизнь.
Очень многое зависит от того, насколько духовной является жизнь всей семьи. Решая вопрос детского поста, надо учитывать особенность здоровья ребёнка. Цель поста будет достигнута, если ребёнок не только заменит один вид пищи другим, но и ограничит себя в излишествах и развлечениях.
Итак, пост для детей необходим, но не следует впадать в крайности. Родители сами должны жить по заповедям Божиим, трудиться над личным спасением под руководством опытного духовника, и тогда золотая середина легко будет определена в отношении детского поста, святого Таинства Покаяния и Причащения.
Материалы страницы подготовила Ирина ЛЕСИК.
(Продолжение следует.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *