Президент подписал указ о совершенствовании пенсионного обеспечения

Тема недели
Президент подписал указ о совершенствовании пенсионного обеспечения

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 11 апреля подписал указ №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».
Указом предусматривается с 1 января 2017 года поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет; аналогичное увеличение (на 3 года за 6 лет) возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет; соразмерное общегражданскому постепенное повышение предельного возраста состояния на военной службе военнослужащих.
Повышение пенсионного возраста предусмотрено для всех категорий граждан в целях обеспечения одинакового, равного подхода. Такая информация содержится в комментарии к указу Президента от 11 апреля 2016 года №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», опубликованном на сайте Министерства труда и социальной защиты.
Одновременно с повышением общеустановленного пенсионного возраста предусматривается повышение пенсионных возрастов для назначения льготных (досрочных) трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет в соответствии с законами от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении», от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь», от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь», а также для назначения ежемесячного денежного содержания по указу Президента от 30 ноября 2006 года №705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих». Пенсионные возраста, дающие право на указанные виды пенсий и ежемесячное денежное содержание, повышаются ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Указом также рекомендуется руководителям организаций (независимо от форм собственности) с учетом имеющихся финансовых возможностей шире применять практику участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии.
Программы, предоставляемые страховыми организациями на финансовом рынке Беларуси, позволяют формировать дополнительную к государственной пенсии пенсионную выплату, т.е. больший пенсионный достаток. Формирование дополнительной пенсии возможно непосредственно самим гражданином или его работодателем (корпоративное страхование).
Также указом регулируется вопрос повышения предельного возраста состояния на военной службе, отдельные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих.
Интервью с заместителем министра труда и социальной защиты Валерием Ковальковым
— Валерий Валерьевич, почему сохранена пятилетняя гендерная разница пенсионных порогов?
— При принятии этого варианта были учтены положения Конституции, национального законодательства об особой заботе государства о женщинах и их повышенной социальной защите.
— Сколько мужчин и женщин, по оценке, выйдут на пенсию на полгода позже? Какова экономия средств от этой меры?
— Об экономии не может быть речи. Мы не можем допустить снижения размеров пенсий.
За последний год численность жителей Беларуси, достигших возраста 55/60 лет, увеличилась более чем на 40 тыс. (статистика касается состоящих на учете в органах по труду, занятости и соцзащите). Сейчас насчитывается 2 млн 354 тыс. таких пенсионеров. Если бы не было принято решение о повышении пенсионного возраста, то в 2018 году их численность увеличилась бы до 2 млн 445 тыс.  — это плюс 90 тыс. человек. Дополнительно на выплату пенсий нужно было бы изыскать в 2018 году значительный объем средств — порядка 3,5% от сегодняшних расходов на пенсионное обеспечение, в 2019-м — 5,2%, в 2020-м — 6,9%, а в 2030-м — почти 20%.
Теперь о количестве тех, кого затронет новая норма. Ежегодно это будет около 100 тыс. человек. В год назначается более 100 тыс. пенсий по возрасту. При повышении пенсионного порога на полгода половина от этого количества ежегодно будут выходить на пенсию на полгода позже, чем сейчас, вторая половина — на год позже.
— Очень многие люди не понимают, что означает на практике ежегодный полугодовой шаг…
— Женщины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1962 года, и мужчины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1957 года, смогут реализовать свое право на пенсию с июля по декабрь 2017 года — они уйдут на пенсию в 55 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев соответственно. Их ровесники, чей день рождения выпадает на второе полугодие 1962 и 1957 года, выйдут на пенсию уже во второй половине 2018 года — в 56/61 год.
Женщины, родившиеся в первом полугодии 1963 года, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1958 года, смогут выйти на пенсию во втором полугодии 2019 года — в возрасте 56 лет 6 месяцев и 61 года 6 месяцев. Те женщины и мужчины, кто родился во втором полугодии 1963 и 1958 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2020 года — в 57/62 года.
Женщины, которые родились в первом полугодии 1964 года, и мужчины, которые родились в первом полугодии 1959 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2021 года — в 57 лет 6 месяцев и 62 года 6 месяцев. Женщины и мужчины, которые родились во втором полугодии 1964-го и 1959-го, выйдут на пенсию во втором полугодии 2022 года — в 58/63 года.
При этом следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 года.
— Интересно, какой возраст будет считаться предпенсионным? Сейчас это 53 года — для женщин, 58 лет — для мужчин, а в последующие годы?
— По мере повышения пенсионного возраста будет соответственно увеличиваться и предпенсионный возраст.
— Какие предусмотрены гарантии занятости для работников предпенсионного возраста? И сдвинутся ли «возрастные» границы этих гарантий вместе с повышением пенсионного порога?
— В указе №180 содержатся так называемые охранные нормы для работников предпенсионного возраста — контракты с мужчинами и женщинами этого возраста должны заключаться как минимум до общеустановленного пенсионного возраста 55/60 лет. Поскольку эти нормы уже скорректированы, возраст для гарантий по занятости также увеличится.
— Как новый пенсионный возраст и плавные темпы его введения (по 6 месяцев с 1 января каждого года) увязаны с емкостью рынка труда?
— Принятый вариант повышения пенсионного возраста не приведет к росту напряженности на рынке труда.
Как известно, после назначения пенсии большинство граждан продолжают работать еще около 5 лет.
Учитывался и выход выпускников на рынок труда: от 95,8 тыс. человек в 2017 году до 78,3 тыс. человек в 2020-м. Кроме того, в соответствии с указом №78 планируется ежегодно создавать 50 тыс. рабочих мест за счет новых предприятий и производств. По оценкам, все эти слагаемые позволят сохранить возможности занятости и для молодежи, и для старшего поколения.
— А сохранятся ли пенсионные льготы?
— Да, в Беларуси сохраняются действующие пенсионные льготы по раннему выходу на пенсию социально уязвимых граждан, за работу в неблагоприятных условиях труда, а также госслужащим и военнослужащим. При этом пенсионный возраст для льготных (досрочных) пенсий увеличится соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста. Тем самым будет обеспечен одинаковый, равный подход ко всем категориям.
— Обратная сторона социальных гарантий — нагрузка на экономику.
— Нужно настроить систему таким образом, чтобы, с одной стороны, она предоставляла социально приемлемые пенсии, с другой — была посильной для экономики и не ограничивала экономический рост.
Одним из первых заметных шагов стало совершенствование подходов к предоставлению ранней пенсии за работу во вредных условиях труда. В Беларуси применен максимально мягкий подход: создана отдельная дополнительная профессиональная пенсионная система.
С 1 января 2009 года в республике введено профессиональное пенсионное страхование (ППС) работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. Для досрочных пенсий таких работников работодателем формируются отдельные средства. Тем самым досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы. И значит, общие пенсионные средства не будут тратиться на досрочные пенсии.
Сегодня молодые работники уже могут выбрать: формировать право на досрочную пенсию или вместо этого получать доплату к текущему заработку в размере целевых взносов (введено с 2013 года). К слову, эта возможность широко используется.
Существенно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов, необходимый для назначения пенсии, — с 5 до 15 лет 6 месяцев. К 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет (повышается ежегодно на полгода). Тем самым практически уравниваются периоды формирования права на пенсию и ее получения.
При этом сохранен прежний 5-летний стаж для социально уязвимых категорий: многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей и др.
На пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа. С 2015 года введено правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений о заработке по данным персонифицированного учета. Это способствует легализации доходов.
Чтобы стимулировать людей к зарабатыванию пенсии, усилено влияние на ее размер каждого года длительного стажа, высокого заработка граждан. В результате максимальный размер пенсии по возрасту у неработающего получателя (при стаже 40/45 лет, индивидуальном коэффициенте заработка 5,0 и выше) превышает минимальный размер этой пенсии в 3,1 раза, а социальную пенсию тех, кто не выработал стаж, — в 6,1 раза.
Чтобы работники могли больше повлиять на размер будущей пенсии, увеличена «премия» за отложенный выход на пенсию. Отказ от пенсии на 5 лет позволяет увеличить ее в среднем в 1,7-1,8 раза.
По материалам БЕЛТА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *