Когда не хочется больше жить

Наверное, каждый хотя бы раз в жизни испытывал ощущение, когда кажется, что выхода нет, помощи ждать неоткуда и нет в мире ничего серьёзнее одной конкретно взятой проблемы. Но проходит время, и самые сложные вопросы находят своё решение. Однако с высоты возраста и жизненного опыта мир видится совсем по-другому, нежели на рубеже взросления… Что делать родителям, если подросток говорит: «Я не хочу жить»? Почему могут возникнуть такие мысли? В чём чаще всего таятся причины, толкающие на отказ от самой великой ценности – жизни? И самое главное, как вовремя заметить эти мысли, пока они не переросли в решимость и не стало слишком поздно? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили психолога отделения социальной адаптации и реабилитации Кобринского территориального центра социального обслуживания населения Светлану СЫТУЮ.

— Мысли о нежелании жить у подростков возникают как реакция на проблему, которая кажется им непреодолимой. По статистике, попытки самоубийства чаще всего совершают подростки в возрасте от 10 до 14 лет. Что же касается вопроса «почему?», то в большинстве случаев за ответами не нужно далеко ходить. Основные причины, толкающие подростка на отказ от жизни, тесно связаны с его ближайшим окружением: семьей, родителями, друзьями, сверстниками.
— К примеру – увлечение противоположным полом?
— Конечно, в особенности, если речь идёт о безответной любви. В подростковом возрасте любовь воспринимается юношами и девушками как нечто возвышенное и романтичное. Разочарование в любви может привести к появлению мыслей об отказе от жизни. Причем попытка свести счеты с жизнью в таких случаях носит зачастую оттенок театральности: подростки придумывают предсмертные записки, долго готовятся к этому. Не заметить изменения в их поведении нельзя. Доводы взрослых о том, что «таких Саш или Маш будет еще миллион» не воспринимаются. Подростку все равно, что будет в будущем, он живет здесь и сейчас. В юном возрасте люди склонны склонны к максимализму: им нужно все или ничего. И если по каким-то причинам достигнуть желаемого не получается, могут выбрать «ничего»…
— Однако причиной попытки самоубийства могут стать и другие обстоятельства…
— Разумеется. Такое может случиться и по причине отсутствия в семье теплоты и взаимопонимания. Если подросток одинок и обделен вниманием и любовью, он может попытаться привлечь внимание к себе таким образом. Зачастую, руководствуясь такой причиной, подросток может инсценировать попытку самоубийства, поскольку на самом деле смерть в его планы не входит. С целью манипуляции близкими также часто происходят ложные, демонстративные попытки уйти из жизни. «Вот умру, и вы поймете, как были неправы», — думает подросток.
Значительное место занимают попытки самоубийства по причине ощущения собственной ненужности. С ней чаще всего сталкиваются подростки с тонкой душевной организацией. Их сложный внутренний мир тяжело понять взрослым. Не принимают таких подростков и ровесники, которые считают их изгоями. Даже неудачи в учебе могут привести к мыслям о самоубийстве.
Нередко родители ставят по отношению к своим детям слишком высокие требования. Если подросток не справляется с поставленной планкой, он может почувствовать себя никчемным, а значит, не имеющим право на дальнейшее существование. Разочарование в себе, неспособность соответствовать критериям строгих родителей приводит к неуверенности, депрессиям и к появлению мыслей об отказе от жизни.
Также причиной могут стать конфликты с одноклассниками, насмешки со стороны сверстников, страх несоответствия ожиданиям окружающих…
— Можно ли выделить какую-то определённую «группу риска»?
— Риску такого поведения подвержены подростки с определенными психологическими особенностями. Как правило, это эмоционально чувствительные, ранимые люди. Часто они характеризуются высокой тревожностью, агрессивностью, отсутствием гибкости в общении. Возможна склонность к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам. Частым «маркером» является пессимизм, отсутствие цели в жизни, замкнутость и ограниченный круг общения. Склонны к такому поведению и многие подростки с заниженной самооценкой. Возникновению мыслей об уходе из жизни способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у подростков могут быть печаль, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страхи, неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отверженность, чрезмерная самокритичность.
— В каких случаях близким нужно быть особо внимательными?
— Почти каждый, кто всерьез думает об отказе от жизни, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо. Они являются последней каплей. Особого внимания требуют ситуации, когда подросток замкнут, у него нет друзей, он неоткровенен с родителями, когда вдруг появляется апатия и равнодушие ко всему, когда он рисует в воображении картины и спрашивает, что будет, когда он умрет. Тревожный сигнал, если подросток вдруг ни с того, ни с сего начинает раздавать друзьям и знакомым дорогие для него вещи.
— Что же нужно делать в подобных случаях? Как не допустить беды?
—  Прежде всего, важно помнить, что подростку жизненно необходимы внимание и забота. Родители могут стать хорошим примером для своего ребенка. В кризисных ситуациях нельзя унывать самим, необходимо проявлять стойкость духа, доброжелательность и веру в будущее. Нужно всегда приглядываться к своему ребенку. Особое внимание стоит обращать на интересы подростка, на его окружение. Очень важно сосредоточить внимание на том, что он говорит и чувствует. Всегда, в любом случае необходимо его выслушать подростка, а не отмахиваться от его проблем, как от чего-то незначительного и несущественного. Помните: нельзя требовать от ребёнка того, что он совершить не в состоянии. Если у подростка что-то не получается, не стоит акцентировать на этом повышенное внимание и постоянно обвинять его в бездарности. Необходимо поддержать его, помочь. Нет абсолютно бездарных людей! Если не получается одно, всегда найдется что-то другое, в чем подросток сможет преуспеть. Не забывайте анализировать вместе с ребёнком каждую трудную ситуацию. Не иронизируйте над ним, если в каком-то случае он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите, указав возможные пути решения возникшей проблемы. Учите подростка принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть их  последствия. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать родителям не только о хорошем, но и о плохом, не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах. Важно, чтобы подросток поверил, что в своих проблемах он не одинок и неразрешимых ситуаций не бывает. Из самого сложного положения всегда есть как минимум несколько выходов.
Беседовал Дмитрий БЕЛОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *