Дорогами православия: В поиске ответов

(Продолжение.)
Рады приветствовать вас, уважаемые читатели. Сегодня мы продолжаем публикацию ответов священнослужителей на интересующие вопросы.
Поиск истины кажется бесконечным, но, только начав этот путь, вы сможете его пройти.

— Всегда ли соблюдается тайна исповеди? В каких случаях священник имеет право на её разглашение? Как он поступит, если покаявшийся — преступник?
Отвечает протоиерей Александр Дятчук, клирик Свято-Александро-Невского собора г. Кобрина.
— Тайна исповеди соблюдается всегда. Священник не имеет права её разглашать. В редких случаях, когда на исповеди священнослужитель не знает, что посоветовать христианину, он может обратиться к более опытному духовнику и раскрыть исповедь, при этом никоим образом не называя (даже намёками) имя покаявшегося.
Если каяться приходит преступник, то это день великой радости для священника, так как человек если не совсем оставляет свои преступления, то, по крайней мере, делает шаги к своему исправлению.
— Если в церковь не ходить, но жить по Божиим заповедям, то как это повлияет на жизнь после смерти? Без церкви в рай не попадёшь?
Отвечает настоятель Свято-Петропавловского храма г. Кобрина протоиерей Александр Концевич.
— Быть хорошим семьянином, не курить, не злоупотреблять спиртными напитками и т. д. — это ещё не есть соблюдение Божьих заповедей. Бог хочет от нас совершенства.
«А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5, 44). «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Этими словами Христос, с одной стороны, поясняет, к какому совершенству призван человек, а с другой стороны, даёт понять, что такого совершенства достигнуть своими силами невозможно. А значит, человек должен обратиться к Богу.
Священномученик Ириней Лионский оставил христианам великий святоотеческий завет, в котором говорится, что не должно искать истину, которую легко заимствовать от церкви. Ибо в церковь, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили всё, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от неё питие жизни. Если человек чувствует, что он ещё не совершенный, то пусть пьёт это питие и опыт миллионов святых станет и его опытом.
За Господа Бога не будем решать, кто попадёт в рай, а кто нет.
— Некоторые люди настолько увлекаются чтением православной литературы, что зачастую начинают переносить монашеский уклад жизни на свою жизнь, мирскую. Общаться с такими людьми становится очень сложно. Как помочь человеку, особенно, если он — твой близкий?
Отвечает иерей Андрей Шевчук, клирик Христо-Рождественского храма г. Кобрина.
— Жизнь — штука сложная. С самых первых минут нам помогают наши родители — заботятся о нас, учат, поднимают на ноги. Ещё более сложная — жизнь духовная. И если кто-то думает, что тут всё сокровенно и каждый решает всё для себя сам, что научится сам ходить, то он — глупец. Духовная практика также требует для нас человека, который будет помогать встать на ноги. Обычно мы называем таких людей духовниками. Духовная литература — это здорово. Но читая её и начиная употреблять в своей жизни, вы забываете одну простую вещь — мы с вами находимся не на том духовном уровне, как тот, кому принадлежат слова из данной книги. Да и не всё написанное мы можем понять верно, а порой эта информация даже может пойти нам во вред. Вот почему, прежде чем принимать какие-то решения, нужно советоваться с духовником, с людьми более опытными.
— Почему православному христианину нельзя играть в карты?
Отвечает протоиерей Николай Лукашик, настоятель Свято-Христорождественского храма г. Кобрина.
— Меня всегда настораживает «это можно, это нельзя» или «это разрешено, это запрещено». Бог, сотворив человека, дал ему полную свободу, за исключением вкушения плодов от дерева познания добра и зла. Даже и здесь не запретил, а заповедал.
Свободы выбора «играть в карты или не играть» Бог человека также не лишал. Как бы ни было, нигде в Библии не описано использование азартных игр для развлечения, а тем более они не представляются как пример для подражания Божьими последователями. Верующему человеку трудно представить, чтобы апостолы Христовы сидели и играли в карты. А как бы смотрелись мужи апостольские и епископы с картами в руках? А какой бы вере научили нас учителя церкви последующих времён, если бы они были картёжниками? Смешно как-то, правда? Вот таким посмешищем в глазах Бога выглядит всякий православный христианин, играющий в карты или в какую-нибудь другую азартную игру. В православной нравственности быть зависимым от какой-либо страсти, в данном случае от игры в карты, означает быть больным душевно и не быть свободным. Это означает рабство греху, в котором нужно каяться.
Мы живём в то время, когда свобода нередко трактуется как вседозволенность. Но свобода всегда ограничена умом человека, а вседозволенность — безумием. Поэтому умный тот, кто верит в Бога, а свою свободу употребляет для богоуподобления. Игра же в карты, будучи  вседозволенностью, а поэтому безумием недопустима для православного христианина.
— Могут ли людей, находящихся в затруднительном финансовом положении, повенчать бесплатно?
Отвечает клирик Свято-Александро-Невского собора г. Кобрина иерей Николай Кочурко.
— Да, действительно, в храм приходят разные люди, бедные и богатые, и бывают такие ситуации, когда и венчание, и крещение совершается, как Вы говорите, бесплатно. И такие люди спустя какое-то время с радостью и благодарностью приходят в храм и предлагают свою посильную помощь храму.
Но бывает и другая ситуация, когда вполне состоятельные люди, нашедшие средства на дорогие автомобили, фейерверки, фото-и видеосъемку, спиртное и многое другое не самое важное, с духовной точки зрения, не считают нужным оставить в храме или священнослужителю сравнительно с этим символическую жертву.
К сожалению, такое явление тоже встречается. И объяснить это, видимо, можно тем, как у них расставлены приоритеты. Что для них важнее: угодить Богу или своим страстям? Получить милость и благодать от Бога или выполнить дань моде, при этом считая, что с Богом уже в расчёте?
— Является ли плата за церковные услуги обязательной, или это добровольное пожертвование? И почему в храмах лежат так называемые «прайс-листы»? Ведь за деньги духовности всё равно не купишь…
Отвечает клирик Свято-Александро-Невского собора г. Кобрина иерей Николай Кочурко.
— Духовности не купишь, особенно когда человек привык все покупать. Как не купишь здоровья, счастья, любви, дружбы и многое другое. У Бога не покупают, у Него просят и Ему жертвуют. А «прайс-листы» в храмах есть потому, что когда люди приходят в храм с просьбой, чтобы священник совершил молитву, зачастую спрашивают, как можно отблагодарить, что можно пожертвовать? И им указывают рекомендуемую сумму пожертвования. Заметьте – рекомендуемую сумму. Кто может – жертвует больше, кто не может – по своим возможностям. А это отличается от обычных цен. Ведь когда мы приходим в магазин или обращаемся за помощью к различного рода специалистам, нам не говорят, что за корзину продуктов или за ремонт чего-либо нужно заплатить, сколько можешь. Нам указывают конкретную сумму, и не возникает вопросов о «прайс-листах», ведь мы понимаем – это труд, который должен быть оплачен. Христос говорил апостолам: «…трудящийся достоин награды за труды свои» (Лук. 10:7), так как молитва и проповедь Слова Божьего – это работа с людьми, это тоже труд. «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор. 9:13, 14).
Еще в Ветхом Завете существует постановление о десятине. Этот порядок касался всего иудейского народа и воспринимался как долг: все, что мы имеем – это от Бога, следовательно, Бога нужно благодарить.
Христос не отменяет ветхозаветного постановления, но наделяет его новым смыслом, указывая на пожертвование бедной вдовы, количественно малое, но большое по своей духовной ценности: в сокровищницу Иерусалимского храма богатые жертвовали от избытка, а она жертвует все, что имеет, – две маленькие монеты. А это никак не может уложиться в уме некоторых далёких от церкви и Бога людей, привыкших жить по принципу: «На Тебе, Боже, что нам не гоже».
Апостол Павел в своих посланиях не дает конкретных указаний о пожертвованиях, но отмечает, что нужно откладывать часть своего дохода для поддержки Церкви «сколько позволит состояние» (1 Кор. 16:1-2). И во втором послании к Коринфянам апостол добавляет: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7).
Ирина ЛЕСИК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *