Дорогами православия: В поиске ответов

И снова, здравствуйте, уважаемые читатели.
Подходит к завершению время Великого поста. Время одновременно тихое и бурное, глубокое и ответственное.
В жизни человека возникает множество различных вопросов. Одни из них кружат мысли, как водоворот, другие — замирают где-то в области сердца, а некоторые и вовсе исчезают, забываются, как будто их и не было…
С предложением задать любой вопрос священнику я обратилась к моим знакомым, друзьям, коллегам.
Результаты такого эксперимента я предлагаю вам прочитать в рамках проекта «Дорогами православия». Ведь дорога к Богу зачастую начинается именно с поисков ответов на волнующие вопросы.

— Необходимо ли соблюдение поста христианами? Могут ли не соблюдать пост люди, работающие в состоянии повышенного стресса, в ускоренном ритме жизни?
На вопрос отвечает иерей Владимир Мацкевич, настоятель Свято-Введенского прихода г. Кобрина:
— Заповедь о посте дал Бог, поэтому постятся все верующие и желающие спасти свою душу. Предписываемая Уставом церкви строгость постов рассчитана на физически здоровых людей. В случае невозможности придерживаться таковой необходимо обратиться к священнику для согласования с ним меры послабления. Телесный пост послабляется для болящих, беременных и кормящих матерей, малолетних детей, путешествующих (по мере необходимости), а также для людей, находящихся в обременительных обстоятельствах.
Пост — это в первую очередь время повышенного внимания к своей душе, то есть время усиленной молитвы, покаяния, воздержания чувств. Соблюдение христианином постов есть проявление любви к Богу и наглядное предпочтение духовного телесному.
— Знакомый уже несколько месяцев находится в состоянии глубокого уныния. Ему 34 года, имеет лишь непостоянные заработки, выпивает, играет в компьютерные игры. Как спасти человека от уныния, как переубедить, вселить надежду?
Отвечает протоиерей Александр Дятчук, клирик Свято-Александро-Невского собора г. Кобрина:
— Борьба с духом уныния — это дело самого человека и… Бога.
Пути преодоления уныния: краткая, непрестанная молитва к Спасителю и Пресвятой Богородице; избегание праздности и пребывания наедине с самим собой. Чаще бывать среди людей. Найти постоянную работу.
Человеку, находящемуся в унынии, мы можем помочь добрым словом и своей молитвой о нём. Ему нужно просто пережить это время. Алкоголь, в любом случае, плохой помощник. Святой Ефрем Сирин, размышляя на тему уныния, говорил, что самое сильное средство для его преодоления — молиться. Молиться Богу вопреки, может быть, всё возрастающему нежеланию это делать, заставлять себя молиться. Обращаться к  Богу с дерзновением, просить помощи, чтобы не уснуть греховно, не перейти черту, отделяющую духовную жизнь от духовной смерти. Необходимо начать трудиться, непременно что-то делать и лучше всего во благо ближних своих. Если сопровождать такое занятие молитвой, то мысль перестанет находиться в опасной дремоте.
— Зачем готовиться к причащению, а если готовиться, то сколько дней?
Отвечает благочинный церквей Кобринского округа протоиерей Богдан Хома:
— Целью подготовки ко святому причащению является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, прощение обид и примирение с ближними, соединение со Христом в святых тайнах. Пост и молитва призваны помочь готовящемуся к причащению в обретении этого внутреннего состояния.
Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию церкви. Приемлемо, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц и при этом соблюдающий однодневные и многодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения.
От приуготовительного поста следует отличать евхаристический — полное воздержание от пищи и пития с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен. Но он не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжёлыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный приём лекарств или пищи, и к умирающим. По усмотрению духовника такой пост может быть ослаблен в отношении беременных и кормящих женщин.
— Как готовиться к причащению во время Светлой седмицы (неделя после Пасхи)?
Отвечает благочинный церквей Кобринского округа протоиерей Богдан Хома:
— Так как на Светлой седмице Устав не предусматривает пост, а этой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, то соблюдавшие этот пост христиане могут приступать ко святому причащению, ограничиваясь не вкушением пищи после полуночи. Готовящимся к причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.
— Как объяснить такую закономерность, что как только подумаешь о чём-то хорошем, сразу случается нечто плохое, и наоборот?
Отвечает иерей Андрей Шевчук, клирик Христо-Рождественского храма г. Кобрина:
— А какая связь между солью и ссорой, чёрным котом и несчастьем, стремянкой и неудачей, разбитым зеркалом и разбитой жизнью? Правильно, никакой! Ровно столько же взаимосвязи в вещах, которые перечислялись в вопросе. Мы называем такие вещи суевериями. Скажу вам больше, они действуют только на тех, кто в них верит. По вере вашей да будет вам — свидетельствует нам об этом Евангелие. Так, если человек присядет перед дорогой, веря, что если не сделает это, может случиться несчастье — оно с ним и случится. А если мы присядем на дорожку, чтобы вспомнить, всё ли мы выключили, закрыли ли окна — какой от этого вред?
Все суеверия губительны для наших душ, и хотя они — часть нашей культуры, вложенной с детства, с этими поверьями нужно бороться!
— Каждый священнослужитель должен быть образцом смирения и скромности. Как вы считаете, необходимо ли священнику роскошное средство передвижения (порою не одно)?
Отвечает клирик Свято-Александро-Невского собора г. Кобрина иерей Николай Кочурко:
— На мой взгляд, роскошь любому человеку будет вряд ли полезна. Одно дело, когда человек стремится что-то приобрести необходимое для жизни, а другое, когда он сорит деньгами и ведёт безнравственный образ жизни.
Сейчас у многих есть автомобили, и как это ни странно – даже у священнослужителей, видимо, потому, что они тоже люди. Как говорит герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» Остап Бендер: «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». И действительно, сегодня автомобиль очень сильно помогает современному человеку.
Но как в жизни часто происходит, обязательно находятся неравнодушные люди, которые вместо того, чтобы трудиться, просить у Бога помощи и пытаться чего-то в этой жизни доброго достичь, считают доходы своих коллег по работе, своих соседей, друзей… А всё по причине духовного недуга — зависти. В десятой заповеди как раз об этом и говорится. Такие люди вряд ли смогут когда-то порадоваться за ближнего, но им будет доставлять радость, когда у того наоборот что-то не ладится. В результате зависти могут родиться и осуждение, и сплетни, где на все хорошее глаза закрыты, а недостатки, наоборот, только преувеличиваются.
Но, к сожалению, бывают и такие случаи, когда некоторые священники позволяют себе лишнее, являются соблазном для окружающих. Тогда верующие люди перестают видеть в них служителей Божиих. Это печально, но даже в этом случае их не нужно осуждать, а просто пожалеть.
Так говорит о них Господь: «…горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Матф. 18:7). Бог все видит, и рано или поздно им придется дать за своё поведение ответ. И здесь стоит заметить, что такие случаи единичные, и не нужно так плохо думать обо всех.
Если у вас, наши читатели, возникли какие-то вопросы, присылайте их на электронную почту kvestnik1@yandex.ru или пишите по  адресу: г. Кобрин, ул. Советская, 14.
Будем рады переадресовать ваш вопрос священнику. (Продолжение следует.)
Ирина ЛЕСИК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *